В норме чтение представляет собой сложный психический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно взаимосвязанно с письменной и устной речью. В процессе чтения можно выделить: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения.
Ступени формирования навыка чтения:
овладение звукобуквенными обозначениями;
послоговое чтение;
становление аналитических (смысловых) приемов чтения;
осмысленное чтение.
Важно! Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения. Обычно ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей имеющих предпосылки (нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, аграмматизмы в речи и другие логопедические трудности в дошкольном возрасте) к дислексии, такие ошибки сохраняются продолжительное время месяцы и даже годы. Без специальной коррекционной работы такие ошибки не устраняются.
Что же такое специфические ошибки?
- Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
- Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. - Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:
1) в пропусках согласных при стечении,
2) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения,
3) добавлении лишних звуков при чтении,
4) перестановках звуков,
5) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.
6) Нарушения понимания прочитанного слова, предложения и текста.
7) Аграмматизмы при чтении. Нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
При систематических и своевременные коррекционных занятиях такого рода ошибки устраняются.
Для определения, есть ли у вашего ребёнка такого рода ошибки необходимо пройти диагностику.
В зависимости от результатов пройденной диагностики в занятие может быть включено:
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Формирование связной речи:
пересказа (подробный, выборочный, краткий);
составление рассказа по одной сюжетной картинке;
составление рассказа по серии картинок;
составление рассказа по предложенному плану;
составление рассказа по заданному началу или концу и т.п.
Совершенствование пространственно-временных ориентировок
на себе, на листе бумаги;
развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений;
рядоговорение;
Развитие мелкой моторики рук
Развитие тактильных ощущений.
Развитие конструктивного праксиса.
моделирования букв;
реконструирования букв.
Подготовка к обучению грамоте.
Знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук);
Составление схем.